Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны
К началу войны (1941 год) Тамбовская область располагала крупными людскими мобилизационными ресурсами. Ее население составляло, по переписи 1939 года, около 1 млн 882 тыс. человек, в том числе сельского — около 1 млн 600 тыс. Рабочий и призывной потенциал области превышал 80 %. Мобилизации в Рабоче-крестьянскую Красную армию охватили мужчин 1888–1927 годов рождения. Весной 1942 года начались мобилизации женщин. Всего за годы войны в армию было призвано около 420 тыс. тамбовцев. На территории Тамбовской области было призвано несколько десятков тыс. человек из числа эвакуированных. Здесь были сформированы многие войсковые соединения, в том числе Вторая гвардейская армия, 323-я стрелковая дивизия и другие. Летом 1941 года были созданы отряды ополчения, партизанские группы.В 1941–1945 годах в области работали 9 военных училищ. Около 400 тамбовцев стали в годы войны Героями Советского Союза (201 из них родились в современных административных границах области, это один из самых высоких показателей числа Героев для регионов СССР), 50 — полными кавалерами ордена Славы, десятки тысяч награждены орденами и медалями СССР и других государств.
Летом 1941 года начались массовые мобилизации на «трудовой фронт». Только в 1941 году за пределы области на строительство укрепрайонов и на военно-промышленные объекты было отправлено свыше 120 тыс. человек, свыше 80 тыс. — в 1942–1943 годах. Свыше 2,5 тыс. специалистов в 1943–1944 годах выехали на восстановление народного хозяйства в Воронежскую, Сталинградскую и Донецкую области. Десятки тыс. людей в 1941–1942 годах строили укрепленные рубежи на подступах к Тамбову и Мичуринску. В 1941 году на территории области было построено более 20 аэродромов и авиаплощадок для базирования бомбардировочной авиации.
В 1941–1942 годах на Тамбовщине были размещены и трудоустроены многие тысячи эвакуированных и беженцев из оккупированных и прифронтовых областей. Помимо людей и учреждений, из западных областей было эвакуировано несколько млн голов скота, который следовало разместить и сохранить.
Наша область выступила инициатором патриотического почина по сбору средств на строительство танков, самолетов, торпедных катеров (ноябрь 1942 года, колхоз «Красный доброволец» Избердяевского района). На собранные средства (свыше 250 млн рублей) были построены танковая колонна «Тамбовский колхозник», самолеты «Платоновский комсомолец», торпедные катера «Тамбовский пионер» и другие. В помощь фронту население изготавливало и собирало теплые вещи и подарки, активно участвовало в подписках на оборонные займы.
В 1941–1945 годах в области размещалось более 250 госпиталей для раненных и больных красноармейцев (в том числе около 200 в Тамбове и Тамбовском районе, Мичуринске, Моршанске), они приняли более 600 тыс. солдат и офицеров. Наибольший приток раненных пришелся на конец 1941 — лето 1943, достигая пиков (до 80 тыс. в месяц) в разгар битвы под Москвой, сражений под Сталинградом и на Курской дуге. Процент возвращения в строй раненных был наивысшим среди воюющих армий разных стран (около 93 %), смертность — менее 1,5 %. Большую роль в обеспечении госпиталей сыграли донорское движение, помощь населения в организации питания и досуга раненных, подготовка медперсонала, работа тамбовских врачей. Также в области имелось 2 госпиталя для военнопленных. С 1943 года в городах и 42-х сельских районах Тамбовской области организуются детские дома для сирот. В Тамбове было создано суворовское училище.
Накануне войны промышленность области насчитывала около 9 тыс. предприятий, в том числе союзного значения — в Тамбове, Мичуринске, Котовске, Моршанске и Рассказове. В короткий срок были решены задачи обеспечения их рабочей силой, сырьем, электроэнергией и топливом. На промышленных предприятиях производились боеприпасы и взрывчатые вещества, боевая техника, военное и медицинское оборудование, шинельное сукно и кожа, табак, хлеб, спирт, сахар, кирпич, ремонтировалась техника. В течение войны промышленность области неуклонно наращивала объемы производства, сохранив темп в первые послевоенные годы.
В области насчитывалось несколько сотен км железных дорого, 52 железнодорожные станции. Утрата огромной территории, массовое перемещение людей и имущества с запада на восток, войск, вооружения и сырья с востока на запад придали железным дорогам Тамбовщины стратегические значение. Крупнейшими железнодорожными узлами стали Тамбов, Мичуринск и Кочетовка. Самоотверженность и новые методы организации труда позволили уже летом 1941 года превысить пропускную способность железных дорог в 7 раз.
Сельское хозяйство области в годы войны оказалось в самом трудном положении. Уже в начале войны из села были мобилизованы большая часть мужского трудоспособного населения, лошади, тракторы и грузовые автомобили. Предельная трудовая мобилизация населения (начиная с детей 8-10 лет) и резкое снижение личного потребления позволили выполнить государственные задания по поставке сельскохозяйственной продукции 1941 и 1942 годах. В 1943–1944 обозначились признаки катастрофы, кризиса сельского хозяйства: урожайность зерновых и картофеля упала в 3-5 раз, сократились запашка и общие сборы, от бескормицы пала большая часть поголовья скота. Государственная мобилизационная организация хозяйства и небывалая самоотверженность сельских жителей стали важнейшими факторами победы.
Война оказала сильнейшее влияние на демографическую ситуацию. Около 250 тыс. тамбовцев погибло на фронте, наибольшие относительные и абсолютные потери понесли сельские районы. Число рождений сократилось в 2 раза, младенческая и детская смертность достигла 55 %. В сочетании с миграциями военных и первых послевоенных лет прямые и косвенные потери привели к существенному падению численности населения области с тенденцией его дальнейшего сокращения. Половозрастная структура населения была резко деформирована.
Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2005.