Боевой путь сержанта Лысых Никиты (Юрия) Афанасьевича

Лысых Никита Афанасьевич ( 05.05.1919 – 28.08.1981 гг.) — участник Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, моряк-балтиец, защитник Ленинграда. По документам записали Никитой, но он хотел быть Юрием, его все так и звали. Родился в Тамбовской области Кирсановском районе с. Калаис. Душа мальчика с детства тянулась к рисованию да к механизмам... Будучи комсомольцем, он с товарищами оборудовал избы-читальни, где учили взрослых людей читать. Среди первых он вступил в колхоз. В селе Ковылка в МТС появился первый трактор, Юрию очень хотел пахать колхозную землю. И вот его мечта осуществилась.

Он за рулем трактора У-2. Весь поселок Орлов Кирсановского района сбегался посмотреть на диковинку, а мальчишки бежали за трактором с криками и визгами. Первая лампочка в селе тоже у Лысых. Первый радиоприемник — тоже дело рук Юрия и его братьев. У него золотые руки, он может буквально все. В 1939 году был призван на Краснознаменный Балтийский флот. Служил в Кронштадте.

22 июня 1941 года. Немцы напали на нашу страну. Быстроходный тральщик Т-216, на котором служил мотористом Лысых Юрий Афанасьевич, первым встретил войну в море. С первого дня войны началась боевая служба смелых борцов с минной опасностью. Морскими пахарями Балтики называли экипажи тральщиков. И недаром. За годы войны противник выставил 33 тысячи мин, да наших было почти 9 тысяч. И все это на волоске от смерти. Здесь в блокаде Ленинграда мой дядя вступает в ряды Коммунистической партии. Каждый день был подвигом. В одном из писем Юрий Афанасьевич писал своей маме, что пока дышу, я не сдамся, ты меня благославила на ратный подвиг и завтра утром я ухожу в бой... После снятия блокады всех береговых раскидали по кораблям. Для большинства балтийских моряков война закончилась 9 мая 1945 года, но только не для служивших на тральщиках. Им предстояли еще многие годы боевого траления. Лысых демобилизовался только в 1946 году. После войны партия направляет коммуниста Лысых Юрия Афанасьевича в Монголию, где он работает три года. После возвращения он работает в г. Анапа. Весь город ходит к нему, чтобы что-то починить. Ушел он августовским днем 1981 года, ушел в дальнее плавание.

Рядом с моим дядей было тепло,как на солнечной полянке. Он человек чести до конца. Таким он вернулся с войны, таким и прожил! Он — настоящий человек!

Боевой путь

Место службы Лысых Юрия Афанасьевича — Краснознаменный Балтийский флот, Кронштадт. С 1940 года моторист быстроходного тральщика Т-216. Был на исходе последний мирный день 1941 года. Базовый тральщик Т-216 под командованием старшего лейтенанта Д. Г. Степанова уже третьи сутки нес дозор севернее острова Хиума. С тревогой всматривались моряки в сумеречную даль. Обстановка осложнялась с каждым часом. По всему чувствовалось нарастание военной угрозы. Десятки транспортов один за другим шли на юг из Финляндии к германскому побережью без отличительных огней. В воздухе периодически появлялись фашистские самолеты. Маневрируя на линии дозора, тральщик обнаружил вблизи наших территориальных вод семь неизвестных катеров. Командир, объявив боевую тревогу, повел корабль на сближение с ними, но те полным ходом стали отходить в северном направлении. Т-216 преследовал их почти до финских территориальных вод. Близился рассвет. Тральщик повернул на обратный курс. Командир решил обследовать район, в котором были обнаружены катера. Ранним утром на корабль поступила радиограмма Военного совета КБФ. Флот извещался о нападении на нашу страну фашистской Германии. Дозорным кораблям предписывалось уничтожать вражеские суда наличными силами и средствами. С восходом солнца прозрачная вода хорошо просматривалась с мостика. На месте обнаружения катеров слева, справа и прямо по курсу с тральщика заметили мины. Корабль, отработав машинами назад, вышел на чистую воду. Штурман Н. Н. Петров уточнил место, снял его координаты, и командир послал радиограмму в штаб флота. Получив приказание определить границы минного заграждения, Степанов распорядился поставить змейковый трал. Т-216, пройдя полмили, подсек мину. Она взорвалась, повредив трал. Быстро заменили тралящую часть. Но через несколько минут раздался новый взрыв, и опять трал вышел из строя. Пришлось поставить параван-трал. Вскоре в 10–15 метрах за кормой взорвалась третья мина. На этот раз вышло из строя рулевое управление. Устранив повреждения, экипаж продолжил боевую работу. Вскоре со стороны финского берега появились два самолета-бомбардировщика. Они шли на небольшой высоте курсом на Т-216. Когда тральщик открыл огонь, самолёты набрали высоту и, сбросив беспорядочно серию бомб, удалились в северном направлении. Определив границы минного заграждения, Т-216 направился в базу — Таллин. Во время перехода наблюдатели с тральщика обнаружили северо-западнее острова Найссар на поверхности воды несколько буйков, оказавшихся минными защитниками. Стало ясно, что противник поставил здесь минное заграждение. Днем 22 июня к западу от банки Лайне была обнаружена плавающая мина. На следующий день в 21 час 41 мин. в устье Финского залива подорвался на мине и затонул эсминец «Гневный». Через два часа в том же районе получил повреждение при взрыве мины крейсер «Максим Горький». 24 июня в 11 час. 58 мин. у северного входа в Моонзундский пролив подорвался на мине и затонул базовый тральщик «Шкив», проводивший за тралами поврежденный крейсер «Максим Горький». На тральщике погибли командир Охраны водного района главной базы флота капитан 2 ранга А. А. Мелешкин, командир дивизиона базовых тральщиков капитан-лейтенант И. С. Сидоров, командир корабля старший лейтенант А. Б. Карасев и многие члены экипажа. Минная опасность на Балтике стала серьезной реальностью. Задача борьбы с вражескими минами, организации надежной противоминной обороны на всем театре встала перед флотом со всей остротой. Противник всячески стремился воспрепятствовать нашим тральным работам. Тральщики часто подвергались ударам с воздуха, атаковывались торпедными катерами и подводными лодками, а в Рижском заливе враг использовал и миноносцы. Иногда противник ставил с самолетов одиночные мины на фарватере вслед за тралившими кораблями. Это вынуждало их вновь повторять тральные галсы. Тем самым еще более повышалось напряжение в производстве тральных работ у экипажа.В период июля — августа 1941 года овровцы в 35 эскортах провели за тралами 60 подводных лодок. Этот успех достался дорогой ценой: при обеспечении вывода лодок погибли, подорвавшись на минах, базовые тральщики Т-212 и Т-216. Тральщики выполняли разнообразные работы: несли дозорную службу, производили поиск и уничтожение подводных лодок, ставили мины, перевозили войска и грузы, а также использовались для огневой поддержки. Часть экипажа Т-216 осталась чудом жива, служили в береговой охране, оберегая подступы к Ленинграду. Место службы с февраля 1942 года коммуниста Лысых — 15 отдельная артиллерийская батарея дивизиона Береговой охраны. От той далекой поры сохранилось письмо-статья в газете «Кирсановская коммуна» которые Юрий Афанасьевич Лысых писал родителям. Статья называется «По врагу — огнем и трудом!» «Три сына у А. Г. Лысых из колхоза „Муравей“, Ковыльского сельсовета, находятся на фронте, беспощадно уничтожают гитлеровских разбойников. Сам товарищ Лысых и его жена честно трудятся в колхозе. Недавно семья Лысых от сына Юрия, защищающего город Ленина, получила письмо и послала ответ на фронт. Ниже мы публикуем эти письма».

900 блокадных дней и ночей. Но Ленинград остался непокоренный. Мой дядя был награжден медалью «За оборону Ленинграда». После снятия блокады служил на минном тральщике в 20 отдельной артбатарее дивизиона Береговой охраны, был командир отделения электропрожектористов.

А от Юрия Афанасьевича Лысых есть еще одно опубликованное в этой же районной газете письмо. Но обращается старшина 1-й статьи, медаленосец уже к своим землякам. Датирована эта статья 22 июня 1945 года. И называется она «Гордость и радость» — это все, что имеется от дяди со времен войны. Но мы бережем бесценные заметки, они пожелтели, порвались во многих местах. Газета в далеком 1945 году переходила из рук в руки по всему поселку Орлов, что на Тамбовщине.

Теперь ее прочитают мои земляки, дети и правнуки победителей тамбовчан, которые знают о той войне лишь по фильмам и книгам. А у нас в архиве своя война хранится, свой Ленинград непокоренный.

Через два с половиной года после снятия блокады, экипажи тральщиков рисковали жизнями. Только 5 июня 1946 года был разминирован фарватер выхода в Балтийское море из Финского залива. Демобилизован в 1946 году, вернулся на родную Тамбовщину. Также награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», многими юбилейными медалями. В мирной жизни награжден медалью «За трудовое отличие», эта медаль аналог боевым медалям «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мой дядя Лысых Юрий Афанасьевич с гордостью носил ее!

Из воспоминаний Бакураевой Людмилы Евгеньевны,
племянницы Лысых Юрия Афанасьевича